Волонтерство как потенциал развития здорового общества «Охрана репродуктивного здоровья и безопасного поведения молодежи и подростков»
В дисциплине «Валеология» рассматриваются следующие темы:
1. Понятие здоровья и сохранения здорового образа жизни.
Здоровье. Основные методы поддержания и укрепления здоровья.
2. Репродуктивное здоровье человека и демография. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье.
3. Эндокринная регуляция функций организма.
4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики и токсичные вещества. Физическая, психическая, социальная зависимость.
5. Влияние лекарств и токсинов на репродуктивное здоровье человека.
6. Инфекционные заболевания.
7. Семья в жизни человека.
8. Отношения. Ответственное поведение.
9. Репродуктивная система и продолжение человеческого рода. Рост человека, развитие, зрелость и сексуальное желание.
10. Особенности физического, сексуального, интеллектуального, психического, психосексуального и социального развития подростков.
11. Репродуктивное здоровье человека и репродуктивные права.
12. Последствия и обязанности полового акта.
13. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), и их влияние на репродуктивное здоровье. ВИЧ-инфекция
14. Профилактика нежелательных беременностей и ИППП, включая ВИЧ.
15. Контрацепция, планирование семьи.
16. Ответственное поведение. ВИЧ и права человека.
17. Будьте честны и не жалейте о том, что вы сделали!
18. Влияние компьютерных технологий на анатомо-физиологические особенности студентов.
Цель: показать работу организации Y-PEER, направленную на формирование репродуктивного здоровья и безопасных поведенческих навыков учащихся школ ПОО; поделиться методическими советами, демонстрируя воспитательную работу, проводимую в этом направлении.
Задачи:
1. Репродуктивное здоровье и правовая защита;
2. Обучение навыкам безопасного поведения;
3. Профилактика распространения ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП);
4. Укрепление здоровья молодежи.
Понятие «репродуктивное здоровье» происходит от слова «репродукция» (латинское слово «воспроизводство - регенерация», т.е. способность иметь детей по воле природы).
Репродуктивное здоровье - это не только отсутствие болезней, но и все вопросы полного физического, психического и социального здоровья репродуктивной системы, включая репродукцию и семейную гармонию.
Существование любого живого человека может происходить только путем перемены и воссоздания. Нельзя не упомянуть здесь человека. История человечества характеризуется непрерывной сменой поколений.
Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье:
Половое воспитание подростков
Правильное питание
Качественная и своевременная медицинская помощь во время беременности, родов и послеродового периода
Профилактика и лечение заболеваний половых органов
Широкое использование современных методов планирования семьи
Забота о здоровье новорожденных и маленьких детей.
Обучение планированию семьи, консультации и услуги
Предотвращение нежелательных беременностей
Профилактика и лечение ИППП, ВИЧ / СПИДа
Консультирование и информация об ответственности родителей
Условия жизни: социальные, бытовые, экологические
Морально-психологическая ситуация в семье
5 декабря - Всемирный день волонтеров. Он отмечается ежегодно 5 декабря 1985 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН. Добровольцы или в переводе с английского языка и часто используемые в последнее время - волонтеры - люди, которые тратят свое свободное время на благо общества. Бескорыстную работу волонтеров можно наблюдать в любой сфере и в любых направлениях.
Целью волонтеров Ресурсного центра Y-PEER является пропаганда здорового образа жизни посредством равноправного подхода и предоставления молодым людям возможности принимать ответственные решения для своего здоровья. Y-PEER работает на равноправной основе для поддержки программ профилактики ВИЧ и здоровья молодежи, а также для поддержки школ, детских домов и других организаций. Обучение «равный равному» - это ограниченный во времени процесс, при котором квалифицированные и мотивированные молодые люди получают знания, навыки и отношения в зависимости от возраста, социального статуса или схожих интересов.
Задача: Y-PEER позволяет молодым людям участвовать в принятии решений, связанных со здоровьем, чтобы обеспечить равный подход к услугам и информации для более лучшей и полноценной жизни.
Направления:
Образовательные:
- охрана репродуктивного и сексуального здоровья и права;
- навыки безопасного поведения;
- ВИЧ и инфекции, передающиеся половым путем;
- меры профилактики употребления вредных веществ.
Информационные:
- развитие лидерских навыков и движения волонтерства среди молодежи и подростков;
- обучение методу «равный – равному»;
- укрепление гендерного равенства;
- организация эффективного питания студентов;
- формирование валеологических знаний учеников и родителей через беседы врачей и учителей;
Виды проводимых работ:
- анкета среди учеников и родителей;
- учебные часы и информационные презентации, видеоролики;
- общение с городскими организациями ЗОЖ;
- встречи с психологами, онкологами, наркологами, гинекологами, венерологами;
В ГПОУ «Донецкое ПГЭМУ им. А.Ф. Засядько» волонтерская работа ведется уже более 5 лет. Волонтеры совместно с медработниками Горбольницы № 20, городским общественным Центром детского и юношеского творчества «Юность» и молодежными центрами принимают участие в мероприятиях городского, регионального и республиканского уровня и занимают призовые места.
В общей системе учебно-воспитательного процесса за 2020-2021 год ресурсным центром волонтерского движения "Y-PEER" была проведена следующая работа:
Ежегодно проводится ознакомительный тренинг для студентов 1 курса с освещением целей и задач организации. Волонтеры работают в разных направлениях. Это спортивные соревнования, защита презентаций, встречи со специалистами, тренинги, акции, фестивали, круглые столы, межрегиональные мастер-классы, эстафеты, рекламные ролики «выставка коллажей», митинги, благотворительные акции.
День открытых дверей - приглашаются студенты из других учебных заведений для обмена опытом, проведения тренингов, обсуждения планов работы и внесения изменений.
Ежегодно с городским общественным Центром детского и юношеского творчества «Юность» разрабатывается план и ведется работа.
В Международный день рака молочной железы организуются встречи с маммологами, онкологами и гинекологами.
В проводимом в колледже «День здоровья» организуется внутриколледжный конкурс-презентация «Информация о сексуальном и репродуктивном здоровье». Цель презентационного конкурса: развить у студентов навыки использования и обработки компьютерных презентаций; раскрыть смысл данной темы; расширить взгляды студентов на репродуктивное здоровье.
Благотворительный вечер «Подари ребенку доброту» и акция для обеспечения потребностей «Спасибо за все!» были организованы в поддержку детей из детских домов. Были организованы концертные номера, игры и тренинги, раздавались игрушки и одежда, волонтеры проводят тренинги, ролевые игры, зарядки, эксперименты, брейн-ринги. Были проведены беседы с родителями, преподавателями, студентами. Цель этой работы: необходимость знаний о репродуктивном здоровье и уровень его реализации.
Каждый год 1 декабря, в день Всемирного дня борьбы со СПИДом, в городском Центральном парке проводится мероприятие. Там волонтеры раздают брошюры молодым людям и проводят конкурс плакатов. Таким образом, они предоставляет информацию о профилактике СПИДа и ВИЧ – инфекциях и способах предотвращения их распространения. Был проведен семинар-практикум «Современные медико -психологические аспекты репродуктивного здоровья» для ознакомления с работой молодежной организации Y-PEER (Молодые сверстники), в соответствии с совместной программой Правительства Донецкой Народной Республики.
Цель семинара: показать работу организации Y-PEER, направленную на формирование репродуктивного здоровья и безопасных поведенческих навыков у студентов учреждений технического и профессионального образования, для оказания методической помощи.
Задачи:
1. Репродуктивное здоровье и защита прав;
2. Обучение навыкам безопасного поведения;
3. Профилактика распространения ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП);
4. Укрепление здоровья молодежи.
Была разработана программа для обсуждения вопросов безопасного сексуального поведения молодых людей и подростков, предотвращения нежелательных беременностей и инфекций, передаваемых половым путем, предотвращения нежелательных ранних беременностей и репродуктивного здоровья в целом.
На семинаре –практикуме «Антропоэкология и здоровый образ жизни» преподавателям Областного методического объединения естественных дисциплин была представлена работа волонтеров Центра репродуктивного здоровья Y-PEER.
Цель: представить работу Y-PEER центра, раскрыть тему СПИДа через интеграцию предмета самопознания на языке сердца. Показать вредное воздействие СПИДа на организм человека, воспитывать гражданскую ответственность за здоровый образ жизни, прививать студентам духовные и нравственные ценности. Прививать толерантное и позитивное отношение к людям, живущим с ВИЧ, что помогает поддерживать в сознании студентов сохранение репродуктивноего здоровья.
Задачи:
- Объяснить смысл определения ответственного поведения.
- Объяснить значение понятий стигмы (символа) и дискриминации (исключения).
- Формировать ответственное отношение за половой акт.
- Развивать ответственное отношение за свою безопасность, окружающих, близких и друзей.
- Формировать способность сознательно контролировать свое поведение.
- Помочь убедиться, что сознательная отсрочка начала полового акта является разумной альтернативой, научить говорить «нет».
Результаты исследования, проведенного с целью выяснения, насколько студенты и широкая общественность осведомлены о СПИДе, были показаны на видео и представлены в виде диаграмм. Проведен урок с учащимися II курса по специальности «Электрослесарь подземный» на тему «Физиология крови. Группы крови. Переливания крови». На уроке были использованы игровые, кейс-стадиевые технологии, СТО, ИКТ. Посредством интерактивных методов обучения учитель смог создать благоприятную образовательную среду для гармоничного формирования личности и развития интеллектуального потенциала, в результате использования игры «Бинго», путем интеграции английского языка, обмена интересной информацией между обучающимися, в форме групповой работы, экспериментальной демонстрации соответствия резус-фактора, работы с микроскопом, решения проблемной ситуации по группам крови с использованием технологии кейс-стади, эффективного использования цифровых образовательных ресурсов, сумела повысить познавательную активность обучающихся, интерес к предмету. Игра "Донор-Реципиент», анализ видеоматериала с сайта bilimland.kz методом «Кинометафор», метод «Сұрақ ілмегі», работа с тематическим тестом на сайте Quizlet.com закрепила знания студентов о группе крови, понятии резус-фактор, правилах переливания крови, наследственности групп крови, путях передачи вируса ВИЧ, профилактике СПИДа.
Заключение. Положительным результатом в образовательную систему стало возросшее взаимодействие подростков друг с другом, возможность управлять собой в окружающей среде, чувствовать себя свободно, выражать свое мнение, укреплять уверенность в себе.
Благодаря организации встреч со специалистами по психологическим и физиологическим изменениям в период полового созревания студенты получили подробную информацию о пубертатном периоде, его особенностях, сформировались культура личностного нравственного общения и навыки ответственного поведения. Они научились соблюдать правила личной гигиены, распорядка дня, появилось чувство самооценки, умение принимать решения, ответственно относиться к своему здоровью.
В результате тренингов, акций и встреч, организованных к 1 декабря - Всемирному дню борьбы со СПИДом, возросла осведомленность о профилактике СПИДа, его передаче и защите.
Мероприятия по профилактике вредных привычек помогли сформировать у студентов понимание о вреде табака и алкоголя на репродуктивную систему, формирование негативного отношения к вредным привычкам, умение их бросать. В целях пропаганды здорового образа жизни в среде «равный – равному» и обучения молодых людей принятию ответственных решений за свое здоровье были организованы семинары на городском, региональном, национальном и международном уровнях, а также был проведен обмен опытом с преподавателями других образовательных учреждений.
Мы надеемся, что положительный опыт работы в этом направлении будет способствовать дальнейшей активизации работы преподавателей и волонтеров.
Давайте воспитывать здоровое поколение в духе: «Здоровое поколение - это будущее страны!»