image001Волонтерство как потенциал развития здорового общества «Охрана репродуктивного здоровья и безопасного поведения молодежи и подростков»

 

В дисциплине «Валеология» рассматриваются следующие темы:

1. Понятие здоровья и сохранения здорового образа жизни.

Здоровье. Основные методы поддержания и укрепления здоровья.

2. Репродуктивное здоровье человека и демография. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье.

3. Эндокринная регуляция функций организма.

4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

 Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики и токсичные вещества. Физическая, психическая, социальная зависимость.

5. Влияние лекарств и токсинов на репродуктивное здоровье человека.

6. Инфекционные заболевания.

7. Семья в жизни человека.

8. Отношения. Ответственное поведение.

9. Репродуктивная система и продолжение человеческого рода. Рост человека, развитие, зрелость и сексуальное желание.

10. Особенности физического, сексуального, интеллектуального, психического, психосексуального и социального развития подростков.

11. Репродуктивное здоровье человека и репродуктивные права.

12. Последствия и обязанности полового акта.

13. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), и их влияние на репродуктивное здоровье. ВИЧ-инфекция

14. Профилактика нежелательных беременностей и ИППП, включая ВИЧ.

15. Контрацепция, планирование семьи.

16. Ответственное поведение. ВИЧ и права человека.

17. Будьте честны и не жалейте о том, что вы сделали!

18. Влияние компьютерных технологий на анатомо-физиологические особенности студентов.

Цель: показать работу организации Y-PEER, направленную на формирование репродуктивного здоровья и безопасных поведенческих навыков учащихся школ ПОО;  поделиться методическими советами, демонстрируя воспитательную работу, проводимую в этом направлении.

Задачи:

1. Репродуктивное здоровье и правовая защита;

2. Обучение навыкам безопасного поведения;

3. Профилактика распространения ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП);

4. Укрепление здоровья молодежи. 

       

         Понятие «репродуктивное здоровье» происходит от слова «репродукция» (латинское слово «воспроизводство - регенерация», т.е. способность иметь детей по воле природы).

  

         Репродуктивное здоровье - это не только отсутствие болезней, но и все вопросы полного физического, психического и социального здоровья репродуктивной системы, включая репродукцию и семейную гармонию.

Существование любого живого человека может происходить только путем перемены и воссоздания. Нельзя не упомянуть здесь человека. История человечества характеризуется непрерывной сменой поколений.

         Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье:

   Половое воспитание подростков

   Правильное питание

 Качественная и своевременная медицинская помощь во время беременности, родов и послеродового периода

   Профилактика и лечение заболеваний половых органов

   Широкое использование современных методов планирования семьи

   Забота о здоровье новорожденных и маленьких детей.

   Обучение планированию семьи, консультации и услуги

   Предотвращение нежелательных беременностей

   Профилактика и лечение ИППП, ВИЧ / СПИДа

   Консультирование и информация об ответственности родителей

   Условия жизни: социальные, бытовые, экологические

   Морально-психологическая ситуация в семье

5 декабря - Всемирный день волонтеров. Он отмечается ежегодно 5 декабря 1985 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН. Добровольцы или в переводе с английского языка и часто используемые в последнее время - волонтеры - люди, которые тратят свое свободное время на благо общества. Бескорыстную  работу волонтеров можно наблюдать в любой сфере и в любых направлениях.

Целью волонтеров Ресурсного центра Y-PEER является пропаганда здорового образа жизни посредством равноправного подхода и предоставления молодым людям возможности принимать ответственные решения для своего здоровья. Y-PEER работает на равноправной основе для поддержки программ профилактики ВИЧ и здоровья молодежи, а также для поддержки школ, детских домов и других организаций. Обучение «равный равному» - это ограниченный во времени процесс, при котором квалифицированные и мотивированные молодые люди получают знания, навыки и отношения в зависимости от возраста, социального статуса или схожих интересов. 

Задача: Y-PEER позволяет молодым людям участвовать в принятии решений, связанных со здоровьем, чтобы обеспечить равный подход к услугам и информации для более лучшей и полноценной жизни.

Направления:

Образовательные:

- охрана репродуктивного и сексуального здоровья и права;

- навыки безопасного поведения;

- ВИЧ и инфекции, передающиеся половым путем;

- меры профилактики употребления вредных веществ.

Информационные:

- развитие лидерских навыков и движения волонтерства среди молодежи и подростков;

- обучение методу «равный – равному»;

- укрепление гендерного равенства;

- организация эффективного питания студентов;

- формирование валеологических знаний учеников и родителей через беседы врачей и учителей;

Виды проводимых работ:

- анкета среди учеников и родителей;

- учебные часы и информационные презентации, видеоролики;

- общение с городскими организациями ЗОЖ;

- встречи с психологами, онкологами, наркологами, гинекологами, венерологами;

              В ГПОУ «Донецкое ПГЭМУ им. А.Ф. Засядько» волонтерская работа ведется уже более 5 лет. Волонтеры совместно с медработниками Горбольницы № 20, городским общественным Центром детского и юношеского творчества «Юность» и молодежными центрами принимают участие в мероприятиях городского, регионального и республиканского уровня и занимают призовые места.

         В общей системе учебно-воспитательного процесса за 2020-2021 год ресурсным центром волонтерского движения "Y-PEER" была проведена следующая работа:

         Ежегодно проводится ознакомительный тренинг для студентов 1 курса с освещением  целей  и задач организации.  Волонтеры работают в разных направлениях. Это спортивные соревнования, защита презентаций, встречи со специалистами, тренинги, акции, фестивали, круглые столы, межрегиональные мастер-классы, эстафеты, рекламные ролики  «выставка коллажей», митинги, благотворительные акции.

              День открытых дверей - приглашаются студенты из других учебных заведений для обмена опытом, проведения тренингов, обсуждения планов работы и внесения изменений.

         Ежегодно с городским общественным Центром детского и юношеского творчества «Юность»  разрабатывается план и ведется работа.

         В Международный день рака молочной железы организуются встречи с маммологами, онкологами и гинекологами.  

          В проводимом в колледже «День здоровья» организуется внутриколледжный конкурс-презентация «Информация о сексуальном и репродуктивном здоровье». Цель презентационного конкурса: развить у студентов навыки использования и обработки компьютерных презентаций; раскрыть смысл данной темы; расширить взгляды  студентов на репродуктивное здоровье.

         Благотворительный вечер «Подари ребенку доброту» и акция для обеспечения потребностей «Спасибо за все!»  были организованы в поддержку детей из детских домов. Были организованы концертные номера, игры и тренинги, раздавались игрушки и одежда, волонтеры проводят тренинги, ролевые игры, зарядки, эксперименты, брейн-ринги. Были проведены беседы с родителями, преподавателями, студентами.  Цель этой работы: необходимость знаний о репродуктивном здоровье и уровень его реализации.

          Каждый год 1 декабря, в день Всемирного дня борьбы со СПИДом, в городском Центральном парке проводится мероприятие. Там волонтеры раздают брошюры молодым людям и проводят конкурс плакатов. Таким образом, они предоставляет информацию  о профилактике СПИДа и ВИЧ – инфекциях и  способах предотвращения их распространения.  Был проведен семинар-практикум «Современные медико -психологические аспекты репродуктивного здоровья» для ознакомления с работой молодежной организации Y-PEER (Молодые сверстники), в соответствии с совместной программой Правительства  Донецкой Народной Республики.

         Цель семинара: показать работу организации Y-PEER, направленную на формирование репродуктивного здоровья и безопасных поведенческих навыков у студентов учреждений технического и профессионального образования, для оказания методической помощи.

Задачи:

1. Репродуктивное здоровье и защита прав;

2. Обучение навыкам безопасного поведения;

3. Профилактика распространения ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП);

4. Укрепление здоровья молодежи.

    Была разработана программа для обсуждения вопросов безопасного сексуального поведения молодых людей и подростков, предотвращения нежелательных беременностей и инфекций, передаваемых половым путем, предотвращения нежелательных ранних беременностей и репродуктивного здоровья в целом.

     На  семинаре –практикуме «Антропоэкология и здоровый образ жизни» преподавателям Областного методического объединения естественных дисциплин  была представлена  работа волонтеров Центра репродуктивного здоровья Y-PEER. 

Цель: представить работу Y-PEER центра, раскрыть  тему СПИДа через интеграцию предмета самопознания на языке сердца. Показать вредное воздействие СПИДа на организм человека, воспитывать гражданскую ответственность за здоровый образ жизни, прививать студентам духовные и нравственные ценности. Прививать толерантное и позитивное отношение к людям, живущим с ВИЧ, что помогает поддерживать в сознании студентов сохранение репродуктивноего здоровья.

Задачи:

-   Объяснить смысл определения ответственного поведения.

- Объяснить значение понятий стигмы (символа) и дискриминации (исключения).

- Формировать ответственное отношение за половой акт.

- Развивать  ответственное отношение за свою безопасность, окружающих, близких и друзей.

- Формировать способность сознательно контролировать свое поведение.

- Помочь убедиться, что сознательная отсрочка начала полового акта является разумной альтернативой, научить говорить «нет».

Результаты исследования, проведенного с целью выяснения, насколько студенты и широкая общественность осведомлены о СПИДе, были показаны на видео и представлены в виде диаграмм.  Проведен урок  с учащимися II курса по специальности  «Электрослесарь подземный»  на тему «Физиология крови. Группы крови. Переливания крови». На уроке были использованы игровые, кейс-стадиевые технологии, СТО, ИКТ.  Посредством интерактивных методов обучения учитель смог создать благоприятную образовательную среду для гармоничного формирования личности и развития интеллектуального потенциала, в результате использования игры «Бинго», путем интеграции английского языка, обмена интересной информацией между обучающимися, в форме групповой работы, экспериментальной демонстрации соответствия резус-фактора, работы с микроскопом, решения проблемной ситуации по группам крови с использованием технологии кейс-стади, эффективного использования цифровых образовательных ресурсов, сумела повысить познавательную активность обучающихся, интерес к предмету. Игра "Донор-Реципиент», анализ видеоматериала с сайта bilimland.kz методом «Кинометафор», метод «Сұрақ ілмегі», работа с тематическим тестом на сайте Quizlet.com закрепила знания студентов о группе крови, понятии резус-фактор, правилах переливания крови, наследственности  групп крови, путях передачи вируса ВИЧ, профилактике СПИДа.

Заключение.  Положительным результатом  в образовательную систему стало возросшее взаимодействие подростков друг с другом, возможность  управлять собой в окружающей среде, чувствовать себя свободно, выражать свое мнение, укреплять уверенность в себе.

Благодаря организации встреч со специалистами по психологическим и физиологическим изменениям в период полового созревания студенты получили подробную информацию о пубертатном периоде, его особенностях, сформировались культура личностного нравственного общения и навыки ответственного поведения. Они научились соблюдать правила личной гигиены, распорядка дня, появилось чувство самооценки, умение принимать решения, ответственно относиться к своему здоровью.

         В результате тренингов, акций и встреч, организованных к 1 декабря - Всемирному дню борьбы со СПИДом, возросла  осведомленность о профилактике СПИДа, его передаче и защите.

         Мероприятия по профилактике вредных привычек помогли сформировать у студентов понимание о вреде табака и алкоголя на репродуктивную  систему, формирование негативного отношения к вредным привычкам, умение их бросать.      В целях пропаганды здорового образа жизни в среде «равный – равному» и обучения молодых людей принятию ответственных решений за свое здоровье были организованы семинары на городском, региональном, национальном и международном уровнях, а также был проведен обмен опытом с преподавателями других образовательных учреждений. 

              Мы надеемся, что положительный опыт работы в этом направлении будет способствовать дальнейшей активизации работы преподавателей и волонтеров.

Давайте воспитывать здоровое поколение в духе: «Здоровое поколение - это будущее страны!»

image002